История компании

АО "Московское конструкторское бюро "Компас" старейшее российское предприятие по разработке и производству радионавигационной аппаратуры.

Еще в 1918 году в Москве на базе радиозавода МРЗ "Темп" было создано специальное конструкторское бюро для разработки авиационных бортовых радионавигационных приборов (автоматические радиополукомпасы), без которых в дальнейшем не обходился ни один советский гражданский или военный самолёт.

В 48-м году конструкторское бюро выделено из состава Московского Радиозавода "Темп" с получением статуса Московского конструкторского бюро"Компас". Новое предприятие возглавил талантливый радиоспециалист Владимир Борисович Пестряков, получивший в дальнейшем за свой труд звание профессора и Заслуженного деятеля науки. Он сумел создать коллектив высококвалифицированных специалистов-инженеров, выполнивший не один десяток научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Так в послевоенный период созданы и серийно изготавливались несколько поколений радиокомпасов: АРК-9, АРК-10, АРК-10М, АРК-11, АРК-15М, АРК-19, АРК-22, которые за высокие технические качества и надежность летчики называли "золотой стрелкой". Радионавигационными системами (РНС) длинно- и средневолнового диапазонов РСВТ-1 "Луга", РЛ-10 "МАРС-75" , БРАС-3, РС-10 "Кальмар"  разработки МКБ "Компас" было оборудовано все побережье бывшего СССР.

В 1970-1980-х годах на все летательных аппаратах были установлены  унифицированный ряд приемоиндикаторов РНС дальнего действия А-723 (в ВВС) и РЩ (в ВМФ) и автоматический радиокомпас второго поколения АРК-25, разработанные МКБ "Компас". Их особенностью была возможность определения места по сигналам как отечественных, так и зарубежных РНС, что позволило авиации намного эффективнее решать боевые задачи на значительно больших удалениях от аэродромов и в районах, слабо оборудованных средствами пространственного ориентирования. В гражданской авиации РНС А-723 успешно работала с системой "Омега" (США) и на внутреннем рынке вытеснила дорогостоящую импортную аппаратуру, в частности фирм "Дайнел" (США) и "КрузоСерсел" (Франция). Поворотным для КБ событием стало создание многоканальных приемоиндикаторов спутниковых РНС ГЛОНАСС и GPS.

До сих пор МКБ "Компас" остаётся единственным в России разработчиком авиационных радиокомпасов. Сегодня предприятие поставляет для отечественных самолетов и вертолетов радиокомпасы АРК-35-1, АРК-32, АРК-М и АРК-УД. По основным характеристикам они не уступают, а по показателям стойкости к воздействию внешних факторов (температура, давление, вибрация, акустический шум, перегрузки и пр.) превосходят зарубежные аналоги.

Огромный опыт по внедрению разработанных изделий в производство и размещение на самолётах военной и гражданской авиации и высокий профессиональный уровень инженеров и специалистов "Компаса" позволял им всегда быть на первой линии научно-технического прогресса. Так, МКБ первым в стране и одним из первых в мире применило в своих изделиях транзисторы вместо радиоламп и монтаж схем на печатных платах, еще в начале 60-х годов одним из первых перешло на цифровую обработку сигнала параллельно с применением первых интегральных схем, а также стало пионером в применении микрокомпьютеров в радионавигационной аппаратуре.

Научно-техническая революция второй половины 80-х годов, появление спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), в частности, появление сверхбольших интегральных схем и т.п. не застали МКБ врасплох. Специалисты "Компаса" первыми создали унифицированный ряд приёмоиндикаторов, работавших по сигналам радионавигационных систем с наземным базированием и спутниковых систем первого поколения и успешно стали создавать бортовую аппаратуру этих систем для высокодинамичных объектов - самолётов и ракет самого разного назначения.